Авиамодельный спорт
Авиамодельный спортАвиамодельный спорт, зрелищный и увлекательный, интересен в равной степени и взрослым, и детям. Это техническая дисциплина, представляющая собой конструирование и изготовление авиамоделей, а также состязания по управлению ими в полете. Как и в самолетном спорте, модели соревнуются на дальность, скорость, продолжительность пребывания в воздухе, а также в фигурах высшего пилотажа.
Авиамодельный спорт появился во Франции, в 1900 г. Здесь состоялись первые состязания, а спустя 5 лет начала свою работу Международная авиационная федерация. В 1925 г. был организован первый мировой чемпионат, и с тех пор соревнования на международном уровне проходят регулярно.
В нашей стране точкой отсчета истории авиамодельного спорта можно считать 1910 г., когда известный ученый Н.Е. Жуковский выступил организатором первых соревновательных полетов авиамоделей. В них поучаствовало 40 человек. После по всей России начали открываться кружки по авиамоделированию. Однако революция внесла свои коррективы: многие секции перестали функционировать, развитие авиамоделизма приостановилось.
В 1920-х гг авиамоделизм возродился: в крупных городах вновь заработали кружки, а в 1926 г. состоялись состязания на звание чемпиона СССР при участии более 70 человек. Спустя 10 лет Советский Союз стал членом Международной организации авиамоделирования, и отечественные спортсмены получили выход на международную арену. Популярность спорта возрастает с 1950-х гг. По всему миру на профессиональном уровне собираются авиамодели с высокими летными и техническими характеристиками: скорость полета — до 300 км/ч, время пребывания в воздухе — до 33 ч. Регулярно проходят соревнования в разных странах, в том числе в СССР, Англии, Франции, Германии, Югославии. В 1960 г. было утверждено правило, согласно которому все расходы по организации и материальному обеспечению состязаний несет принимающая сторона. Все достижения фиксировались в специальных базах.
Пика своей популярности авиамодельный спорт достиг в 90-х гг. Титул мастера спорта международного класса в нашей стране получили более 1000 спортсменов. Регулярно выходила в свет периодика: «Моделист-конструктор» в России, «Airborne Magazine» в Австралии, «R/C Car action» в США, «Allt om Hobby» в Швеции.
Современный авиамодельный спорт
Сегодня в соревновательных полетах принимают участие авиамодели планеров, самолетов и вертолетов. Авиамодель представляет собой летательный аппарат небольшого размера, имеющий мотор либо же без него, который не может поднять человека и применяется только для спортивных целей или же для развлечения. В коммерции, военных действиях, либо же для научных исследований использовать авиамодели запрещено.
Современные модели летательных аппаратов способны развить скорость свыше 300 км/ч, находиться в воздухе более 33 ч и преодолевать порядка 765 км на высоте более 8 км.
Соревнования авиамоделей проводятся по целому ряду направлений:
• Скорость.
• Дальность.
• Продолжительность полета.
• Выполнение фигур высшего пилотажа.
Поэтому авиамодельный спорт привлекает внимание людей всех возрастов: в нем каждый может выбрать то направление, которое более остальных соответствует его интересам и способностям.
Популяризацией спорта и организацией состязаний занимается Международная федерация авиаспорта FAI. Она же разрабатывает и публикует правила, ведет классификацию моделей. Один раз в 2 года проходят чемпионаты мира и Европы. По четным годам — чемпионаты мира, по нечетным — чемпионаты Европы.
Виды соревнований
Все авиамодели подразделяются на несколько категорий, в каждой из которых соревнования проходят отдельно. Это правило обеспечивает равенство участников, поскольку разные модели летают по разным принципам.
Категория F1
К ней относятся свободнолетающие модели — аппараты, передвигающиеся по воздуху самостоятельно, без помощи спортсменов, за счет потоков воздуха, находясь все время в одном и том же положении.
На соревнованиях на полет отводится 3 мин, однако может предоставляться и дополнительное время. 1 секунда нахождения модели в воздухе приносит владельцу 1 очко. Полеты проходят в 5 туров. За полетом наблюдают через бинокль. Время отсчитывается с момента отделения аппарата от веревки вплоть до приземления.
Запуск свободнолетающих авиамоделей проводится с помощью 50-метровой веревки либо лебедки. Если планер оснащен резиновым мотором, запускают его посредством закручивания или растягивания резиновой части мотора. Аппараты с поршневыми двигателями отправляют в воздух с руки. Если устройство имеет двигатель с калильным зажиганием, разрешается использовать стандартное топливо — смесь метилового спирта и касторового масла в определенных соотношениях.
Если полеты проходят в закрытых помещениях, то в целях предотвращения ударов со стенами, потолком или другими летательными аппаратами на авиамодель крепится воздушный шарик. Важным условием состязаний является невозможность спортсмена хоть как-то воздействовать на модель во время ее полета.
Категория F2
Включает в себя так называемые кордовые модели — аппараты, управляемые спортсменами посредством нескольких тянущихся тросов (кордов). Длина корда варьирует от 15 до 21,5 м. Для полета таких аппаратов предусмотрен кордодром — площадка в форме круга радиусом 15,92 м.
Авиамодельный спорт предусматривает следующие соревновательные программы для кордовых моделей:
• Гонки. Протяженность полета составляет 1 км. В гонках участвует одновременно 3 модели. Обгонять соперника разрешается только сверху.
• Высший пилотаж. Участникам необходимо выполнить установленную последовательность элементов за 7 мин.
• Воздушный бой. Состязание между двумя летательными аппаратами, которые одновременно выполняют полет на протяжении 4 мин. с целью обрубить ленту размерами 3 х 3 см, прикрепленную 2-метровой ниткой к модели противника. Баллы присуждаются за каждый отрезок отрубленной ленты.
В этой категории спортсмены, представляющие страны-члены Международной федерации могут формировать национальные сборные в количестве 4 человек: трех взрослых и юниора, выступающих совместно. В командном зачете засчитываются 3 лучших результата из четырех. С этой точки зрения авиамодельный спорт относится к числу тех немногих дисциплин, где на состязаниях высшего уровня взрослые и юниоры выступают наравне друг с другом.
Категория F3
К ней относятся радиоуправляемые авиамодели. Они состязаются друг с другом на дальность полета, на скорость, на время и на выполнение фигур высшего пилотажа. Финальная оценка определяется посредством суммирования баллов за каждую отдельную программу. В гонках участникам необходимо преодолеть 10 кругов по маршруту в форме треугольника со стороной 400 м. А в состязаниях по высшему пилотажу требуется продемонстрировать установленное число фигур за 10 мин. За каждый элемент присуждаются очки в количестве от 0 до 10 очков. Обязательно учитывается коэффициент трудности. Итоговая оценка выводится суммированием очков за 3 полета.
Категория F4
Это состязания летательных аппаратов, выполненных в виде копий реально существующих самолетов. Оценка проводится по основным критериям:
• Сходство с оригиналом.
• Летные качества.
Таким образом, авиамодельный спорт представляет собой весьма интересную дисциплину, которая помогает не только удовлетворить свою тягу к победе, но и развить мышление, конструкторские и инженерные способности. Он имеет не только спортивное, но и прикладное значение. Как показала столетняя история авиамоделизма, этот спорт способствует появлению новых, более совершенных и технологичных летательных аппаратов.
Просмотров: 639