Вертолетный спорт
Несмотря на то, что вертолетный спорт не входит в число популярных, он весьма интересен и увлекателен. Соревнования по нему очень зрелищны, поскольку экипажам приходится выполнять самые разнообразные упражнения, соревноваться в скорости и ловкости. Еще одной интересной особенностью является то, что пилоты управляют вертолетом без какого-либо вспомогательного оборудования, что еще более усложняет поставленную задачу.История развития вертолетного спорта
Родоначальником соревнований на вертолетах является Советский Союз, хотя Федерации вертолетного спорта функционировали и в европейских странах. Именно у нас с 1958 г. стали проводиться чемпионаты по полетам на малой высоте по заданному маршруту и на точность посадки. В 1959 г. СССР обратился в Международный комитет вертолетного спорта с инициативой провести в Париже чемпионат Союзных Республик. Интерес к этому предложению проявил вертолетный клуб ФРГ, и в 1961 г. в городе Кобленц были организованы состязания. После этого чемпионаты повторялись неоднократно — в Рендсбурге, а затем в Оффенбурге.
Первый мировой чемпионат был организован в 1971 г. в Бюккебурге (Германия) при участии спортсменов из ФРГ, Великобритании, Франции, США, Канады и других государств. Победа досталась немцам. Несмотря на то, что правила этих состязаний были основаны на советских разработках, наши экипажи в мировом чемпионате участия не приняли.
В нашей стране вертолетный спорт получил массовое распространение с 1962 г. Поначалу турниры имели региональный характер, но с 1966 г. стали проходить межреспубликанские чемпионаты. Всего всесоюзных состязаний к 1971 г. было проведено более 12
В настоящее время вертолетный спорт в России испытывает некоторые финансовые трудности, но, несмотря на это находится на высоком уровне своего развития. На текущий год планируется участие в Кубке мира и большое количество региональных турниров.
Вертолетный спорт и его особенности
Соревнования на вертолетах представляют собой демонстрацию умений и навыков спортсменов по пилотированию винтокрылой машины на заданной высоте, в условиях ограниченного времени и пространства. Экипажи показывают свое мастерство по различным программам, а также в вертолетном многоборье.
Комплексы упражнений претерпели изменения с момента проведения первых соревнований. Сегодня пилоты соревнуются в дальности полета, скорости, быстроте подъема в воздух, точности приземления. В полетах запрещено применять любое вспомогательное оборудование (радары, зеркала, автопилоты и пр.), которое могло бы упростить спортсменам поставленную задачу.
Вертолетный спорт имеет важное предназначение: он призван развить у пилотов навыки точного и безопасного полета, научить адаптации к меняющимся метеорологическим условиям — словом, этот вид спорта способствует тактической, оперативной и стратегической подготовке экипажей. Полученные навыки могут использоваться при проведении поисковых и спасательных работ, а успехи в области вертолетного спорта способствуют модернизации летательных аппаратов. Кроме того, на соревнованиях происходит обмен опытом между участниками из разных государств, спортсмены совершенствуют навыки командной работы.
Правила и виды соревнований
Вертолетный спорт строго регламентирован. Правила разрабатываются и вводятся в действие. Вертолетная комиссия Международной авиационной федерации, а в нашей стране эта функция возложена на Минспорта РФ.
Экипаж, выступающий на чемпионате, включает в себя пилота и оператора. Пилот осуществляет управление машиной, а оператор выступает штурманом, ведь использовать какие-либо дополнительные средства (даже собственный мобильный телефон) строго запрещено. Для экстренной необходимости на вертолетах имеются УКВ-передатчики. Пользоваться мобильными средствами связи во время проведения состязательных полетов не разрешается даже членам судейской коллегии. Спортсмен, которого уличат в нарушении этого правила, штрафуется на 100 очков, а судья исключается из Коллегии судей.
Наложение штрафа влекут и другие нарушения правил и техники выполнения упражнений. За некоторые оплошности предусмотрена дисквалификация.
При проведении международных соревнований каждое государство должны представлять не менее 3-5 команд. При этом вертолеты могут выступать любые, главное, чтоб они соответствовали всем установленным техническим требованиям, имели сертификат и были зарегистрированы.
Среди множества проводимых вертолетных состязаний можно выделить несколько наиболее популярных:
• Слалом. Пилоты демонстрируют полет на крайне малой высоте на расстояние 3-5 м. При этом они выполняют задание: проносят ведро, наполненное водой, через расставленные флажки и аккуратно приземляют его в установленное место. Сделать все это необходимо за отведенное время.
• Маршрут (или навигация). Экипаж за 5 мин. прокладывает маршрут по заданным географическим координатам. Упражнение может усложняться необходимостью найти конкретные объекты на маршруте.
• Полет на точность. Представляет собой пилотирование с разворотами и учетом всех осей, а также посадку в строго обозначенном месте. Здесь от пилота требуется мáстерская точность.
• Полет на малой высоте. Пилот проводит вертолет на расстоянии 0,5-2,5 м. от земли, неся при этом контрольный груз. Задание выполняется на время в ограниченном пространстве (коридоре).
Чем опасен вертолетный спорт
Управление вертолетами сопряжено с авариями, порой весьма трагическими. Причиной становятся технические неисправности, использование некачественного топлива или запчастей при ремонте. Но чаще всего аварии происходят вследствие плохой погоды и излишней самоуверенности спортсменов.
Для предотвращения трагедий пилотам запрещается совершать посадку и высаживаться вблизи болот, деревьев и кустарников. А в случае ухудшении метеорологических условий управление машиной следует выполнять в строгом соответствии с рекомендациями наземных служб.
Чтобы повысить безопасность полетов, при подготовке к соревнованиям обязательно учитываются:
• Погодные условия, особенно в части силы ветра (она не должна превышать 7 м/с, а в отдельных случаях — 4 м/с).
• Облачность — не должна быть ниже 300 м.
Пилоты обязательно должны уметь ориентироваться по географическим координатам. Это входит в программу обязательной спортивной подготовки.
Интересные факты
• Слово «вертолет» состоит из двух — «вертеть» и «летать». О его происхождении до сих пор ведутся дискуссии. Согласно одной версии, этим термином называли первый летательный аппарат с винтом, способный взлетать вертикально, то есть «вертолет» происходит от слов «вертикальный» и «лететь». Другие исследователи утверждают, что термин является аналогией французского «gyroplane» («винтокрыл»), а третьи — что первая часть слова означает название первого производителя вертолетов — компанию «Vertol».
• Отечественные спортсмены занимают второе место по количеству установленных в вертолетном спорте рекордов. Их обогнали только американцы. А вот по количеству первых мест на мировых чемпионатах наши экипажи занимают лидирующую позицию. Так, звание Абсолютных чемпионов мира командой СССР было завоевано 2 раза (в 1973 и 1978 гг.). А после 1991 г. уже российской командой это звание было получено 6 раз — на всех 6 турнирах мирового уровня.
• Вертолетный спорт с момента появления был открыт в равной мере и для мужчин, и для женщин. Представители сильной и прекрасной половин всегда состязались наравне друг с другом. Так, в СССР с 1973 г по итогам состязаний звание Абсолютного чемпиона Советского Союза могли получить и мужчины, и женщины. На самом первом мировом чемпионате был предусмотрен комплекс упражнений для женских экипажей. Призерами стали спортсменки из ФРГ и Колумбии (1 место), из Германии (2 место), из Англии и Бельгии (3 место). В настоящее время правилами международных соревнований предусмотрено, что для розыгрыша звания Чемпионки мира все страны-участники обязаны выставить на чемпионат в том числе чисто женские экипажи. В противном случае дамы состязаются наравне с мужчинами либо в составе смешанных экипажей.
• Вертолетные соревнования могут проводиться только при определенной погоде, причем для разных программ необходимы разные метеорологические условия. Прежде всего, это касается силы ветра, но учитывается также облачность и видимость по горизонту (не менее 2 км). Некоторые страны устанавливают в этом плане более строгие правила полетов, изменяя параметры силы ветра, высоты облаков и видимости.
Вертолетный спорт открыт для всех желающих. Главное условие — достижение возраста 18 лет. Существуют коммерческие аэроклубы, где можно пройти обучение за деньги. Курсы проводит и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России, из стен которого вышло множество известных спортсменов. И те, и другие, организуют турниры на местном уровне, победители которых отправляются на соревнования более высокого уровня. Для участия необходимо иметь свидетельство пилота и не менее 100 ч полетов на вертолете.
Просмотров: 752