Водно-моторный спорт
Водно-моторный спорт — техническая спортивная дисциплина, представляющая собой состязания на скорость на воде с использованием моторных плавсредств. Сегодня в Международном водно-моторном союзе состоят порядка 60 стран. В рамках дисциплины спортсмены соревнуются в судомодельном спорте, аквабайке, гонках на мотолодках и скутерах.Моторный катер появился почти в одно время с автомобилем. В 1886 г. немецкий конструктор Г. Даймлер собрал и испытал в действии первый в мире катер под названием «Неккар». На это плавсредство обратили внимание спортсмены, и в 1889 г. в Парижском парусном клубе были организованы первые в истории заезды. В 1903 г. в Монако прошли международные состязания на моторных катерах. Это направление вызвало интерес организаторов IV-х Олимпийских игр 1908 г. в Лондоне, и гонки вошли в официальную программу Олимпиады. Спортивные катамараны появились в 1962 г. Их создатели — Дитер Шульц и Анджело Молинари. В 1900 г. на заводе «Старлей» в Питере был выпущен первый отечественный катер. Он был оснащен бензиновым двигателем и развивал скорость 13 км/ч. Вскоре двигатели для судов на бензине поступили в массовое производство. Первые гонки моторных судов в нашей стране состоялись по инициативе Петербургского речного яхт-клуба в 1904 г. и в течение следующих 8 лет проходили в разных регионах России (Риге, Одессе, Ростове, Москве). В 1907 г. наш инженер Луцкий на собственноручно созданном катере «Царица» участвовал в международных состязаниях в Германии.
Первые правила водно-моторных состязаний в России были разработаны и введены в действие в 1910 г.
В Советском союзе водно-моторный спорт развивался с большой скоростью. Совершенствовались конструкции моторов, были разработаны скоростные глиссеры и скутеры с подвесным двигателем. В 1937 г. начала свою работу секция водно-моторного спорта при Всесоюзном комитете физкультуры и спорта. Первый Чемпионат СССР прошел в 1938 г. в Москве на Химкинском водохранилище и в дальнейшем состязания проводились по всей территории государства.
В 1959 г. сформировалась Федерация водно-моторного спорта СССР. А через год в ГДР прошли дружеские турниры с участием советских спортсменов. В 1969 г. Федерация СССР вошла в состав Международного водно-моторного союза и получила доступ к участию в чемпионатах мира и Европы.
Первый чемпионат с участием отечественных скутеристов состоялся в 1971 г., где наша спортсменка заняла пятое место. А в 1972 г. участник сборной СССР Евгений Радько стал чемпионом мира на состязаниях в Италии.
В 1989 г. впервые в нашей стране, в г. Минске, состоялся этап мирового чемпионата по водно-моторному спорту класса Формула-1, придуманный энтузиастами как аналог одноименной автомобильной гонки. Затем международные состязания в этом классе стали проводиться в разных городах России. В 1997 г. Петербургский этап получил статус Гран-При Европы, а московский — Гран-При России.
Как проходят соревнования
Самые распространенные состязания проходят на таких водно-моторных средствах, как:
• Спортивные моторные лодки.
• Водные скутера.
• Глиссеры.
Мотолодки и скутера оснащены подвесным двигателем, а глиссер — стационарным.
Водно-моторный спорт включает соревнования по программам:
• Кольцевые гонки.
• Параллельный слалом.
• Фристайл фри.
Цель состязания — за самое короткое время преодолеть трассу определенной протяженности, представляющую собой некоторое число кругов. Фристайл фри представляет собой демонстрацию разнообразных акробатических трюков.
Стартуют гонщики по специальным часам, показывающим время до начала заезда. Рядом с часами располагается сигнальная мачта с поднятым флагом. Лодки ожидают старта с заглушенными моторами. При наступлении времени старта флаг на мачте падает, участники заводят моторы и покидают стартовую линию.
При участии в гонке спортсмены должны соблюдать определенные правила:
• Двигаться только в прямом направлении против часовой стрелки — движение в обратную сторону влечет дисквалификацию.
• Перемещаться можно только с помощью мотора или весла.
• Все оградительные и поворотные буйки необходимо обходить справа. При наезде на буй без его повреждения или смещения штраф не назначается. Повреждение буя наказывается штрафным кругом и возмещением ущерба организатору соревнований. Спортсмен, полностью разрушивший буй, удаляется с трассы.
• Две лодки, движущиеся навстречу друг другу, расходятся левыми бортами. Если курсы плавсредств пересекаются, действует правило помехи справа.
• Все участники должны стараться избегать столкновений. Если в результате нарушения правил спортсмен допускает столкновение или становится причиной такового, он подлежит дисквалификации.
• По окончании заезда участники обязаны следовать указаниям главного судьи о покидании трассы и не препятствовать другим плавсредствам, двигающимся к финишу.
Ничья возникает при:
• Пересечении финиша двумя лодками одновременно.
• Равном количестве очков у спортсменов.
В подобной ситуации судья оглашает победителя, исходя из результатов последней гонки или этапа.
Судейская коллегия, оценивающая ход и итоги состязаний, очень многочисленна. В нее входят: главный судья и его заместители, главный секретарь, начальник трассы, старшие судьи и судьи с разным функционалом (на старте, на финише, на поворотах, хронометрист, комментатор, технический контролер и др.). Судьи-хронометристы фиксируют время прохождения участниками определенной части дистанции. Судьи на поворотах контролируют огибание лодками буйков и т.д.
Требования к плавсредствам
На гонках все типы водно-моторных средств разделяются по своим характеристикам и устройству, и к каждому виду судна предъявляются свои требования.
Глиссеры
Водно-моторный спорт допускает участие любых конструкций этого судна, за исключением V-образной, с любым видом автомобильного двигателя. Мотор должен размещаться внутри плавсредства и закрываться капотом.
Рабочий объем двигателя допускается в пределах 150 — 250 см³. Масса судна — от 280 до 320 кг, длина — 4,5 м.
Посадка спортсмена в глиссер должна производиться по автомобильному типу. Справа, слева и позади водителя устанавливается кокпит безопасности.
Скутера
В соревнованиях участвуют скутера с двигателем на бензине или метаноле. Допустимый объем двигателя — от 125 до 700 см³. Вес плавсредства — от 180 до 260 кг.
Положение спортсмена в скутере — стоя на коленях или лежа. Кокпит с боковых сторон должен иметь усиленную защиту.
Запрещается дополнять конструкцию судна приспособлениями, вызывающими внезапное торможение или создающими водяную завесу, ограничивающую обзор для лодок, следующих позади.
Все плавсредства обязательно должны оснащаться глушителем, уменьшающим уровень шума выхлопной системы.
Моторные лодки
С учетом класса судна различаются требования, предъявляемые к техническим характеристикам. Так, национальные моторные лодки могут иметь объем двигателя 175-500 см³, массу 120 кг, длину 3,1-3,75 м. Для международных разрешены объем двигателя 265-550 см³, вес 160-260 кг, длина 3,5-3,75 м. Двигатели разрешены только подвесного типа.
В одних классах допускается использование только однокорпусных лодок, в других — только многокорпусных.
Дополнительные устройства, уменьшающие осадку судна, создающие внезапный тормозной эффект или водяную завесу, а также подводные крылья устанавливать запрещается. На дне лодки допустимо устанавливать 25-сантиметровый киль для повышения устойчивости плавсредства.
Внутри корпуса можно разместить твердый балласт.
Сиденье гонщика должно поддерживать спину и крепко фиксироваться на корпусе лодки.
До старта все спортлодки, их основные агрегаты и оборудование, для которых в правилах установлены определенные требования или ограничения, предъявляются на техническую комиссию.
Все лодки, глиссеры и скутера с двух сторон оснащаются идентификационными номерами размером 32 х 40 см. Утеря номера влечет дисквалификацию. Возле идентификационного номера не разрешается размещение никаких рекламных материалов.
Экипировка спортсменов
Перед началом заезда комиссия проверяет не только характеристики плавсредства, но и снаряжение участников:
• Гоночная одежда спортсменов должна быть произведена из огнезащитной ткани, устойчивой к разрыву. В ее качестве можно использовать комбинезон.
• На всех гонщиках должны быть надеты спасательные жилеты, отвечающие следующим требованиям: яркая расцветка, наличие воротника и конструкции для защиты спины от удара, способность удерживать на воде 7,5 — 9 кг, нахождение человека без сознания лицом вверх, ремни должны располагаться спереди, сзади жилета и по плечевому поясу.
• Обязательным элементом снаряжения выступает защитный шлем мотоциклетного типа, соответствующий индивидуальным параметрам спортсмена и имеющий яркий цвет (оранжевый, красный или желтый). Во время заезда шлемы обязательно застегиваются.
• На шлем и спасательный жилет наносятся фамилия, имя спортсмена, а также группа крови с резус-фактором. Иные тексты или рисунки не допускаются.
Водно-моторный спорт — очень красивый и зрелищный, создающий прилив адреналина не только участникам, но и зрителям. Разнообразие программ позволяет многим найти подходящую для себя, в которой можно тренироваться и добиваться успехов. Что касается судомодельного направления, оно доступно не только взрослым, но и детям.
Просмотров: 757